Михаил Илларионов: Мы можем изменять свойства мяча - сделать его твёрже или мягче

Не секрет, что многие спортивные бренды ушли из России, либо свернули здесь свою деятельность. И если о «подвисших» контрактах с техническими спонсорами сборной России по футболу сказано уже немало, то вот о ситуации, например, в хоккее с мячом, в федеральных спортивных СМИ не говорят.

А между тем, хоккеисты-русачи столкнулись с не меньшими проблемами. Об этом мы и поговорили с Михаилом Илларионовым, советским и российским хоккеистом, серебряным и бронзовым призером Чемпионатов СССР, обладателем Кубка СССР и Кубка мира, успевшим поиграть как за отечественные, так и шведские клубы. Сегодня свой богатый игроцкий опыт Михаил вкладывает в производство мячей для хоккея с мячом.

Кстати, именно мячом производства Михаил Илларионова жонглировал Президент России Владимир Путин на встрече с национальной командой после победы на ЧМ-2016.

- Российские клубы уже столкнулись с дефицитом клюшек, мячей, экипировки, - спрашиваю я у Михаила
- На данный момент импорта спортинвентаря для хоккея с мячом попросту нет. Клубы столкнулись с реальными проблемами в поставках мячей, клюшек и всего остального. Когда всё возобновится — сказать трудно. Во-первых, шведы принципиально не хотят отгружать ни клюшки, ни мячи, ни другой спортинвентарь из-за сложившейся ситуации. А во-вторых, у них возникли проблемы с закрытием счетов, через которые проводились оплаты с россиянами. Когда все наладится - логистика, перевод денег, неизвестно.

- Нельзя исключать вариант, что поставки удастся возобновить через посредников, через третьи страны, увеличив «плечо» доставки
- Думаю, клубы найдут способы, как купить клюшки. Либо будут играть клюшками, которые были поставлены в прошлом году. Насколько я знаю, у поставщиков есть некоторый запас по клюшкам. С мячами примерно та же ситуация. Но нужно понимать, что любой спортинвентарь из-за рубежа теперь будет стоить намного дороже. Думаю, клубы Суперлиги продолжат играть шведскими клюшками. Но, насколько я знаю, компания Optimized принципиально отказывается отгружать клюшки на Россию. Через посредников продавать клюшки вполне можно, но, увеличив «плечо» доставки, неминуемо вырастет цена для конечного потребителя.

- Не получится так, что шведы будут рубить сук, на котором сидят? Не столкнутся ли они с дефицитом сырья для производства тех же клюшек?
- Думаю, для обеспечения своего внутреннего, шведского рынка, сырья шведам хватит. Свой рынок они закроют, потому что он не так большой, как наш. В Швеции немало производителей клюшек — Vänersborg, Kosa, X-band, Optimized. Что касается мячей, то шведы играют мячами CCM. Это американский бренд, который производится в Швеции. Свой рынок шведы клюшками и мячами точно обеспечат. А как они будут возить их в Россию, я понятия не имею.

- Вы сказали, что шведский рынок меньше российского? Если честно, всегда думал, что наоборот, учитывая, сколько в Швеции дивизионов бенди, сколько команд самого разного уровня...
- Что касается рынка клюшек и мячей, то, по моим оценкам, наш рынок побольше шведского. Наши клубы ведь покупают инвентарь на весь сезон, заказывают большие объемы — что мячи, что клюшки. А шведам так делать не надо. Если им понадобится пять клюшек, они закажут, им привезут пять клюшек. Та же ситуация и с мячами. Логистика другая.

- Вы специализируетесь только на производстве мячей? Знаю, что ваши коллеги-конкуренты производят не только мячи, но и экипировку для русского хоккея
- Что касается хоккея с мячом, то да, у нас только производство мячей. Производить мячи еще в 1992 году начинал мой близкий друг Игорь Перхунов. И до 2012 году вся нынешняя Суперлига играла только мячами его производства. 10 лет назад на Исполкоме ФХМР приняли поправки в Регламент, согласно которым матчи Чемпионата России должны играться только мячами шведского производства. В России есть компания, которая также производит мячи для хоккея с мячом. Но их продукция не одобрена и не сертифицирована ФХМР и международной федерацией бенди для проведения официальных матчей. На нашем же мяче вы увидите эмблему ФИБ, которая позволяет играть мячами матчи самого разного уровня (документы о сертификации имеются в распоряжении редакции - прим.)


- Те ограничения, о которых вы говорили, разве они не нарушают антимонопольное законодательство?
- Да, статья Регламента в прежней трактовке не соответствовала антимонопольному законодательству. В 2017 году, когда мой друг Игорь Перхунов ушел из жизни, а я продолжил его дело, мы обратились в ФАС с просьбой устранить противоречия в Регламенте. ФАС мою жалобу удовлетворила, обязав ФХМР изменить эту статью Регламента. Сейчас в Регламенте написано, что можно играть мячами любого производителя, но с согласия более 50% команд-участников Чемпионата России. Такая вот хитрая оговорка.

- Несколько лет назад была попытка внедрить мячи вашего производства на матчах Кубка России. Сергей Ломанов тогда на видео снимал и показывал, что мячи деформируются после нескольких ударов. Удалось решить ту проблему?
- От команд Западной группы тогда пришли положительные отзывы. Да, были пожелания немного доработать мяч, может быть, изменить вес и рисунок мяча, его диаметр. А на Востоке Сергею Ломанову почему-то мяч не понравился. Он говорил, что разбивает мяч с одного удара в лепёшку. Я его пригласил в Москву, попросил показать, как он это делает. Я уверен - даже в бетонную стену с 10 метров разбить мяч нереально! Сергей Ломанов к нам не поехал. Так всё и осталось невыясненным до конца, где он взял те мячи, которые бил в стену. Чтобы превратить мячи в лепёшку, Ломанову надо сделать клюшку-булаву! Но не думаю, что он ее сможет поднять. После того случая мы увеличили плотность пробки, уменьшили диаметр, как просили клубы, приблизив его к шведскому стандарту.

- Может был брак в партии?
- Никакого брака не было, я уверен. Я не знаю, где он взял те мячи, которые разбивал на видео. Возможно, им было уже сто лет и их срок годности был израсходован. Вообще продолжительность жизни мяча 180 минут. Если вы будете играть все 180 минут одним и тем же мячом, он разобьется. Считаю, что со стороны ведущих хоккеистов страны та демонстрация была неуместной. Нужно всячески поддерживать и развивать отечественное производство.

- Могут ли деформироваться мячи, если они долго лежат без дела? Например, клюшки, которые лежат на складах несколько месяцев, рассыхаются и срок их жизни в «боевых» условиях заметно снижается
- Нет, с мячами ничего не происходит. Они могут лежать сколько угодно. Пробка внутри мяча склеена, а само ядро облито пластиком. Влага туда не проникает. От долгого лежания мячам ничего не будет. Но нужно понимать, что сейчас большинство игроков играют карбоновыми или композитными клюшками. И после ударов такими клюшками мяч разлетается быстрее. И не важно, какой именно это мяч — наш или шведский. Раньше играли деревянными клюшками, они были помягче. А современные клюшки «сокращают» сроки жизни мяча.

- Кто из российских клубов сейчас играет вашими мячами?
- «Динамо-Крылатское», выступающее в Высшей лиге. Мы точно поставляли мячи в Первоуральск, а также работаем с посредниками, которые далее уже сами работают с клубами по вопросу поставок мячей детским школам.

- Есть ли отличия в производстве вашего мяча от российских или шведских аналогов?
- Мы сами производим внутреннее ядро мяча (внутри мяча для хоккея с мячом — пробка — прим.). Производители российских и шведских аналогов покупают в Китае готовое пробковое ядро. Насколько я знаю, даже с закупкой этого компонента сейчас появляются проблемы. В чем именно они заключаются, сказать трудно — может дорого, может логистика. А мы производим это внутрунее ядро сами, а далее обливаем его пластиком.

- Эта технология дешевле?
- Не только дешевле, но и быстрее. Не нужно ждать, пока приедет фура с готовым пробковым ядром. Если надо тысячу мячей, их можно сделать за 2-3 дня.

- Получается, ваша производительность около 200-300 мячей в сутки?
- Даже больше. В весенний и летний период мы заготавливаем то самое внутреннее пробковое ядро (на фото ниже - прим.). Сейчас наше производство нацелено именно на это. Мы закупили довольно большое количество гранулированной пробки, из которой в специальных формах с использованием клея и термопресса делаем то самое внутреннее ядро. В определенном температурном режиме мы склеиваем гранулированную пробку при помощи сертифицированного российского клея.



- Внутреннее ядро вы изготовили. Что дальше?
- Когда поступает заказ от того или иного клуба, облить внутреннее ядро пластиком мяч занимает 28 секунд времени. А теперь посчитайте, сколько в сутки мы можем обливать таких мячей. Самое главное на данный момент заготовить большое количество пробки. Когда Суперлига и Высшая лига играли шведскими мячами, продажи были не такие большие. Сейчас заготавливаем порядка 10 тысяч собственных мячей. Если спрос будет выше, сделаем больше мячей.

- Вы уже сказали, что делаете внутреннее ядро сами. Но прессованную пробку вы, наверняка, закупаете?
- Да, сама пробка производится в Португалии. В России есть компании, которые занимаются пробковым деревом, паркетом. У меня два поставщика. Один строит травмобезопасные футбольные поля. Так что пробки у нас в достаточном количестве. По моей информации, перебоев в поставке пробки не ожидается. Поставщики сказали, если надо, можем в мае привезти 300 килограммов, в июне - еще полтонны. С этим нет проблем.

- А с ценой есть проблема?
- Цена выросла. Не намного, но выросла.

- Сколько вообще можно сделать мячей из одной партии гранулированной пробки?
- Из 25 килограммов можно сделать порядка тысячи мячей. Нашей закупки, которую мы провели после Нового года, хватит надолго (смеется). А в сезон мы можем производить до 70 тысяч мячей.

- Какова себестоимость производства одного мяча?
- Все зависит от объема заказов. Мы идем навстречу клубам, детским командам. Средняя себестоимость мяча — порядка 200-250 рублей за штуку.

- Я правильно понял, что вы в теории можете закрыть потребности внутреннего рынка в плане поставок мячей?
- Абсолютно верно. Но сани нужно готовить летом. Нам нужно заготовить нужное количество пробковых ядер. Чтобы в августе-сентябре, когда начинаются первые официальные матчи, просто облить заготовленные пробковые ядра. Напомню, на заливку нам нужно 28 секунд. Но чтобы эти заготовки были, надо понимать уже сейчас, о каком объеме заказов идет речь, заключить договоры с ФХМР, с клубами, чтобы произвести эти заготовки.

- Где берете пластик для обливки мячей?
- Сотрудничаем с институтом полимеров в Дзержинске, который поставляет нам двухкомпонентный пластикат. У шведского мяча, кстати, компонент всего один и он никогда не менялся. А второй компонент, который мы добавляем, позволяет изменять свойства мяча — сделать его твёрже или мягче. В зависимости от погодных условий. Сами понимаете, играть на открытом воздухе в мороз или в крытом ледовом дворце — не совсем одно и то же. Вы же помните финал Чемпионата России и качество льда на стадионе в Сыктывкаре? Лед стал плохим, мяч стал прыгать. Но если подобрать правильную жесткость мяча, он не будет так прыгать. А еще мы можем «поиграть» с весом самого мяча. Правилами и стандартами это допускается. Плюс-минус один грамм мяч может «играть». Если у шведов неменяемый стандарт, то мы можем сделать мяч тяжелее. Или чуть жестче, или чуть мягче. И прислушаться к пожеланиям клубов. Мы стараемся, чтобы наш мяч весил 63,3-63,5 граммов. Шведский мяч весит ровно 63 грамма.

- Оборудование на вашем предприятии - отечественное или импортное? И что будет, если оно выйдет из строя?
- Проблем с этим нет. Термопресс российского производства. Формообразующий станок для внутреннего ядра тоже отечественный. Термопласт-автомат произведен в Корее, но проблем с поставкой запчастей и ремонтом нет. У нас уже были разного рода поломки. Мы вызываем ремонтную бригаду из Шатуры, которая довольно быстро решает возникшие вопросы с ремонтом.

- А сами вы находитесь в Москве?
- Да, уже более двадцати лет арендуем два цеха бывшего завода РМТЗ. Каждый цех по 50 квадратных метра. Если будет нужно, можем расшириться. Мы ведь не только мячи производим. Когда нет заказов на производство мячей, мы производим детали для автомобилей, для светильников. Станки не должны простаивать.

- Вы сказали, что заливка внутреннего ядра пластиком занимает каких-то 28 секунд. Весь секрет в скорости заливки, или есть другие «фишки»?
- Два года назад я заключил договор с организаторами Чемпионата мира в Сыктывкаре, который должен был состояться в 2021 году. Для них я сделал новую пресс-форму, новую матрицу, изменил рисунок самого мяча. Посмотрите на рисунок того мяча — там есть логотип ЧМ.

Брендированный мяч специально для ЧМ-2022 в Сыктывкаре

Брендированный мяч специально для ЧМ-2022 в Сыктывкаре

Плюс я предусмотрел возможность замены логотипа. Сейчас я могу производить мяч с любым логотипом, любого клуба, для любых соревнований. Убираем логотип с ЧМ в Сыктывкаре с медведем, достаем его из матрицы, вставляем в форму логотип любого клуба. И каждый клуб получает свой собственный мяч, которым можно играть и продавать как сувенир. Сейчас у меня уже есть заказ из хоккейной школы кемеровского «Кузбасса». Они хотят свой, брендированный мяч. А в перспективе могут заказать и для проведения домашних игр главной команды.

- Но ведь ЧМ в Сыктывкаре, о котором вы говорили, неоднократно переносился...
- Да, реализация проекта сорвалась. Но партия мячей готова, я ее произвел. Буду как-то её реализовывать. Организаторы ЧМ в Сыктывкаре произвели предоплату за брендированные мячи. А оставшаяся часть денег, небольшой «хвостик», «зависла». Хотелось бы ее получить, потому что работа сделана.



- Предположу, что эти деньги лишними не будут. Как изменились отношения с поставщиками продукции в последнее время? Может они требуют 100% предоплаты? Как работаете с заказчиками? Идете навстречу, делаете рассрочку?
- Поставщики сейчас работают только по 100-процентной предоплате. Поэтому и нам приходится брать 100-процентную предоплату при работе с закупающими у нас мячи компаниями. Никаких отсрочек платежей нет. А сами поставщики мячей, выкупая у меня заказ, уже могут работать с клубами или детскими школами с рассрочкой платежей. Когда нам приходят деньги за проданные мячи, я их сразу направляю на закупку сырья — покупаю у российских компаний пластикат, клей, красители и прессованную пробку. Все закупки — в рублях.

- Какова вероятность, что с введением санкций отечественные клуба перейдут на российские мячи? Хотя бы на уровне Высшей лиги. Есть какие-то разговоры на эту тему с ФХМР? Можно ожидать, что вашими мячами сыграют на первом этапе Кубка России, который начинается 13 августа?
- Я очень на это надеюсь. Я регулярно общался с руководством ФХМР на эту тему. Есть наш мяч, его нужно развивать. Если клубы не будут покупать наши мячи, развития не будет. Деньги пойдут на развитие. Надеюсь, в ближайшее время мы переговорим на эту тему с руководством ФХМР. Если честно, не вижу смысла развивать шведское производство мячей при наличии российского. К тому же, сами шведы не особо поддерживают иностранное производство. В прошедшем сезоне я договорился о поставке наших мячей в бенди-школы Швеции. Первая партия была отгружена, но вскоре на официальном сайте федерации бенди Швеции появилась новость, что юные шведские хоккеисты могут тренироваться и играть только мячами шведского производства. Хотя шведский мяч неплохой. Но наш — не хуже, а то и лучше. Он доступнее, он дешевле, он качественнее.

Беседовал главный редактор «Первоисточника» Антон Погудин