Михаил Илларионов: «В качестве российских мячей сомнений нет»

Первый этап Кубка России по хоккею с мячом 2017 года проводился мячами отечественного производства, а не шведскими, которыми игрались турниры в нашей стране в последние годы. В ближайшее время ФХМР наверняка соберёт информацию от клубов и примет решение о дальнейшей судьбе лиловых снарядов, однако, экс-игрок «Динамо», «Зоркого» и ряда шведских команд Михаил Илларионов уверен: отечественные мячи прошли испытания успешно. Именно он сейчас занимается производством мячей после ухода из жизни Игоря Перхунова – человека, который разработал и начал выпускать эти мячи. Михаил Илларионов побывал на матчах Кубка страны в Ульяновске, чтобы увидеть свои мячи в деле, а также пообщаться по поводу их качества с тренерами и игроками.

- Михаил Юрьевич, как впечатления от Кубка России?

- Турнир в Ульяновске получился интересным, хотя, видно, что команды ещё не показывают свой максимум. Уверен – к Чемпионату они ещё добавят. Конечно же, рад за родное «Динамо», которое уверенно вышло в финальный этап. Из того, что видел здесь, понравился матч «Динамо» со «Стартом», в котором московская команда выиграла 6:5, проигрывая в три мяча. В интернет смотрел встречу «Енисея» и «СКА-Нефтяника». Отличная игра сильных команд!

- А что скажете о своих мячах? Вы ведь в первую очередь приехали, чтобы, как говорится, увидеть их в деле?

- В их качестве я не сомневаюсь, что турнир и подтвердил. По моему мнению, мяч, разработанный Игорем Перхуновым, прошёл испытания на «пять с плюсом». А другого я и не ожидал. Я общался с тренерами команд здесь – в Ульяновске, звонил и в Хабаровск. Все говорят, что мячи практически не отличаются от шведских. При этом если кто-то и выскажет какие-то пожелания, то мы готовы их выслушать и усовершенствовать мячи. Например, я слышал мнение, что они мягкие. Добавить жёсткости – не проблема. А во-вторых нужно учитывать, что игры проходили в крытой арене, а на морозном воздухе мяч будет жёстче.

- Тем не менее, один известный игрок на своей странице в соцсетях написал, что мячи «теряют форму после двух ударов».

- Да, я читал. И был весьма удивлён. Ну, не могут наши мячи деформироваться после двух ударов. Почему тогда здесь – в Ульяновске – команды спокойно играют целый матч? Они что – бьют слабее? Да я готов предоставить этому игроку на выбор несколько мячей на нашем производстве и пусть бьёт ими хоть по бетонной стене. Уж после двух ударов с ними точно ничего не случится. Если у него есть какие-то претензии к мячам, готов с ним встретиться и всё обсудить. Одним ударом мяч разбить можно, если ударить по нему кувалдой или булавой, но, как мне известно, ещё не изобрели клюшку-булаву и не появилось хоккеиста Ильи-Муромца. Но даже если такой хоккеист появится, мы и для него мяч российский сделаем.

- Но ведь мячи деформируются в конце концов?

- И шведские деформируются. Будут выпускаться какие-то ещё и они будут деформироваться. Ведь основа мяча – это пробка. И рано или поздно она выходит из строя. Мы даём гарантию, что мячи не теряют своей формы до 180 минут интенсивной игры.

- Помимо цветового оттенка какие отличия ваших мячей от шведских?

- Оттенок цвета российского мяча делает его более заметным как при просмотре с трибуны, так и при телетрансляциях. Я в этом лишний раз убедился. Я сразу хочу подчеркнуть: мячи, разработанные Игорем Перхуновым, соответствуют всем требованиям игры в хоккей с мячом. Они выпускаются с 1992 года. В 2001-м они признаны лучшими мячами мира, ими играли на Чемпионате мира в Москве в 2010-м, и никто не предъявлял претензий.

- То есть, на Чемпионате мира этими мячами играли, а в России в последние годы – только шведскими?

- В 2012-м ФХМР приняла решение, что матчи внутреннего чемпионата и кубка должны играться только шведскими мячами. И пять лет хоккеисты играли только такими мячами, а потому у них какой-то психологический барьер, боязнь нового. Потому некоторые подозрительно поначалу относились к нашим мячам. Но это прошло, в ходе матчей хоккеисты к ним привыкли. А вот в международном регламенте таких ограничений нет. Разве не парадокс? Наши мячи – ещё раз повторю – соответствуют всем требованиям. Они проходили лабораторные испытания. В том числе и на предмет деформации, испытывались при низких температурах. И всё было в порядке. С 2007 года у нас есть патент на этот мяч.

- И всё же, теперь российские мячи, что называется, «снова в деле»?

- И я очень рад. Надеюсь, что эксперимент будет признан удачным, и в дальнейшем матчи в России будут играться нашими мячами.

- То есть, теперь будет отказ от шведских? Но это опять же нарушение, о котором Вы и говорили.

- А я не говорю, что нужно отказываться от шведских. Должен быть выбор. Я вот здесь в Ульяновске общался с тренерами одной из команд – так они говорят: «Мы шведских закупили на сезон вперёд, что нам с ними делать?». Да пусть играют! Если и те, и другие мячи соответствуют регламенту, стандартам, то пусть играют. Но есть одно «но» - на один отдельно взятый матч должны браться мячи только одного вида. А решение принимает команда-хозяин поля. Ведь по клюшкам, щиткам, майкам, бриджам и так далее ограничений нет. Каждая команда сама выбирает тот или иной вариант, исходя из цены, качества, каких-то условий, которые предлагают те или иные производители. Также должно быть и с мячами. В конце концов, наши мячи дешевле и доступнее импортных, что вполне логично. А для производства мы используем проверенные материалы – например, специальную пробку закупаем в Португалии.

- Как Вы думаете – много ли будет сторонников у российских мячей?

- Я хочу поблагодарить ульяновскую областную федерацию хоккея с мячом за помощь – удалось посмотреть матчи и с трибуны, и из игровой зоны, пообщаться с игроками и тренерами. Повторю – положительных отзывов очень много. И мы открыты для дальнейшего диалога с тренерами, игроками, судьями.

беседовал Игорь Кранцев

МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВ

Родился 16 июля 1968 года в Москве. Мастер спорта. Начал заниматься хоккеем с мячом в 1973 году. Выступал за столичное «Динамо» (1985-1989), красногорский «Зоркий» (1989-1991), шведские «Каликс» (1991-1995, 1998-2000), «Карлсберг» (1995-1998).

Второй призёр Чемпионатов СССР 1988, 1991 годов, третий призёр 1986 года. Обладатель Кубка СССР 1987, 1990, 1991. Чемпион мира среди юниоров (1985). Победитель молодёжного чемпионата мира (1990). В 1991 году включён в список «22 лучших» по итогам сезона. За сборную России сыграл 8 матчей.