Размышлизмы… про СКА-Нефтяник

Действующий чемпион страны в нынешнее межсезонье оказался, пожалуй, главным поставщиком новостей. Причём удивлял мир хоккея с мячом с марта и до самого сентября. Не стану перечислять все информационные поводы, исходившие и исходящие от флагмана дальневосточного спорта. Хочу понять логику решений клубного менеджмента. Хочу, но не могу…

У главного тренера команды, проработавшего с ней девять полных сезонов, закончился контракт и нового предложения ему не сделали. Почему? Никто никому объяснять не стал

Да. Титулованные коллеги и высокопоставленные чиновники от хоккея с мячом не раз критиковали теперь уже экс-тренера хабаровской команды за пристрастие к якобы шведской модели игры. Но, позвольте, с этой моделью СКА-«Нефтяник» многократно побеждал в главных российских соревнованиях, а сборная страны выиграла все четыре чемпионата мира, на которых ею руководил «тренер-иноверец». И разве эти успехи не свидетельствуют о тренерской правоте?

На мой взгляд, давно пора перестать говорить о «русском хоккее» и bandy как о разных играх. Есть одна игра, которая в нашей стране называется хоккей с мячом, и есть у этой игры множество стилей. И каждый тренер вправе делать свой выбор. А кто прав и кто не прав малиновый мяч сам рассудит.

Да. Много говорилось о том, что приглашая в команду мастеров мирового уровня, Тренер не уделял должного внимания воспитанникам местной школы. Если взглянуть на эту тему чисто с формальной точки зрения, то количество хабаровчан по рождению в команде действительно, существенно сократилось. Но…

Во-первых, профессиональный спорт подразумевает конкуренцию по уровню спортивного мастерства, а не паспортным данным. И чем выше командные амбиции, тем выше уровень конкуренции. И если лучшие хоккеисты мира охотно соглашались ехать в такой далёкий Хабаровск, то не последнюю роль в их выборе играл ещё и авторитет Тренера,

Во-вторых, в первой половине «надцатых» годов молодёжи, в большей или меньшей степени соответствующей уровню суперлиги, в Хабаровске просто не было. А во второй половине тех самых «надцатых» в главной команде СКА-«Нефтяника» засветился полный десяток «доморощенных» игроков, в том числе и шестнадцатилетних(!). Кто-то из них, испугавшись конкуренции, уехал из родного города. У кого-то стажировка в суперлиге ограничилась участием в одном единственном матче. Увы, волею составителей календаря игр главная команда и фарм-клуб в Хабаровске пересекались редко. Но амбициозные юниоры из внимания Тренера не выпадали и в прошлом сезоне полноправными игроками главной команды стали сразу четверо урождённых хабаровчан. Столь многочисленного домашнего пополнения армейцы не получали с 80-х годов прошлого века.

В общем, кто хочет понять, тот поймёт, что с профессиональной точки зрения к работе Тренера претензий быть не могло. Но, так уж повелось, не любят в нашем Отечестве людей талантливых, успешных и независимых. Завидуют, плетут интриги и в тайне жаждут провала объекта своей зависти. Не в этом ли и кроется причина того, что Тренеру не сделали нового предложения, что Тренеру, четырежды приводившему национальную сборную к чемпионскому титулу, звания заслуженного так и не присвоено?

Таким же неудобным для прежней клубной администрации оказался и проработавший в СКА-«Нефтянике» два десятка лет пресс-атташе. Должность, которую занимал человек, глубоко знающий хоккей с мячом, владеющий современными компьютерными технологиями, готовивший лучшие в мире (да, да, именно в мире) мини-журналы к матчам в «Ерофее», организовавший музей и продавивший издание книги и фотоальбома об истории хабаровской команды, просто сократили. Рассчитывали, вероятно, на недавно появившуюся в клубе PR-менеджера…

Ау, экс-директор! Ау, экс-PR-менеджер!

Вот уж во-истину, не рой яму другому…

За полторы недели до начала соревновательного сезона клуб остался без руля и без ветрил. Новый тренерский штаб, узнав о грядущих переменах в руководстве, сбежал. При всём моём уважении к Михаилу Олеговичу Свешникову как выдающемуся хоккеисту всех времён, после его интервью в Шереметьево, иначе как бегством его отъезд из Хабаровска я назвать не могу. Он или сам чего-то недоговаривает, или ему не велели это «чего-то» говорить. Ну, да Бог ему судья…

Когда писались эти размышлизмы, новое клубное руководство ещё не приступило к своим обязанностям и публично свою программу реформаций и объединений не оглашало. Что достоверно знаю, так это то, что после отъезда Свешникова игроки СКА-«Нефтяника» интересовались шансами на возвращение в команду Юрьева, и то, что новый директор сказал, что такой камбэк не предвидится…

Как инженер-строитель могу сказать, что если из любой каменной арки вынуть один единственный камень, который называется замковым, то вся арка мгновенно рухнет. Весной такой камень вынули из команды СКА-«Нефтяник». Никого из тех, кто это сделал, сегодня в клубе уже нет, но один из тех, кто подталкивал к этому, по-прежнему в команде…

 

Вадим Авдеев