Тысяча и одна сказка про СКА

Минуло полтора года с момента нашего ознакомления с книгой «Сказ про СКА», посвященной истории армейской команды Свердловска. Желание написать «рецензию» возникло сразу, но в силу ряду причин сделать это удалось только сейчас.

Взяться за перо побудило, прежде всего, то, что коли два разных источника («Энциклопедия хоккея с мячом» и упомянутая книга) содержат противоречащую друг другу информацию, значит, один из них врет. На наглядных примерах мы хотим показать, кто прав.  

     Сразу оговоримся, что все изложенное ниже может представлять интерес исключительно для тех, кто глубоко интересуется историей и статистикой отечественного хоккея с мячом. Те же, для кого важен внешний вид издания (а он вполне хорош) и хватает повествовательного изложения исторических событий, могут обойтись без погружения в статистические глубины.

     Уместнее подать название книги не как «Сказ», а скорее «Сказки». Если каждую неточность именовать «сказкой»,  таковых можно насчитать как минимум тысячу. И подавляющее большинство из них – в разделе «Турнирная статистика» (по сезон 1963 года включительно).

     Больше всего нас, авторов-составителей «Энциклопедии», задело и возмутило заявление на стр. 401: «Авторы обращают внимание на то, что статистические данные приведены с использованием всех возможных источников».      

     Это, пожалуй, и есть самая удивительная «сказка». На самом деле авторы книги не использовали и малой доли имеющихся источников, из которых можно было собрать достоверную статистику, что искажает и саму историю команды. Многие из источников (если таковые вообще существуют), которые использовали авторы, являются недостоверными, а потому почерпнутая в них информация никак не соответствует действительности.

     Поскольку на титульном листе обозначено, что автором идеи и статистики назван Алексей Курош, то все свои претензии мы адресуем именно ему. Он может, конечно, прикрыться тем, что все сведения получил в свое время от уважаемого статистика из Москвы, которому полностью доверял.

     Однако, если это действительно так, у Куроша, во-первых, было в достатке времени (не одно десятилетие), чтобы убедиться в том, что многие из полученных сведений являются липой. Для этого было достаточно хотя бы просмотреть свердловские газеты за так называемые «непротокольные» сезоны.

     Во-вторых, публиковавшиеся в 80-е и 90-е годы в свердловских календарях-справочниках (автор тот же Курош) некоторые как выяснилось позднее недостоверные сведения в книге стали еще более недостоверными.

     Так «человек-фантом» (поскольку такого хоккеиста не существовало) по имени Владимир Бубин превратился в Вениамина, а «статистические показатели» Альберта Вологжанникова в сезоне 1957 года существенно возросли, хотя на самом деле он весь сезон выступал за другую команду. Подробнее об этом мы расскажем во второй части статьи.

      Здесь, вероятно, требуется напомнить читателям, что означает применительно к характеристике сезона определение  «непротокольный». В сезонах 1936, 1950 – 1960 и 1963 гг. официальные протоколы в архивах отсутствуют. Это и породило различное толкование статистических сведений.

     Обратимся к утверждению авторов об «использовании всех возможных источников». Если команда, историю которой они пытались изложить, на протяжении многих лет представляла Уральский военный округ, то окружная газета «Красный боец» должна была бы стать одним из главных источников, во всяком случае, в «непротокольных» сезонах. Однако никто из них, включая автора идеи и статистики, просмотреть газету не удосужился. Полное или частичное отсутствие этой газеты в свердловских библиотеках оправданием никак служить не может.

     Для изучения истории любой команды, представляющей областной центр (независимо от ее ведомственной принадлежности), одним из главных источников является областная партийная газета. В данном конкретном случае – «Уральский рабочий». Уж эта газета имеется в Екатеринбурге в полном объеме. Однако и этот источник был проигнорирован.

     Рассмотрим для примера матч 8 декабря 1957 года с хоккеистами Калининграда. «Советский спорт» ограничился скупой заметкой, указав лишь название стадиона, да и то неправильно. «Уральский рабочий» кратко описал ход игры только в первом тайме, сообщив при этом об отсутствии Валентина Атаманычева, получившего в предыдущей игре травму руки.  

     Наиболее полный отчет был дан в «Красном бойце», где кроме более подробного описания первого тайма, рассказывалось о событиях, произошедших после 16-й минуты второго тайма, в частности указаны три замены у хозяев поля и авторы трех последних мячей.

     При этом существенных расхождений в описании событий первого тайма между свердловскими газетами нет. То, что на одну минуту «плывет» время первых двух голов – явление обычное. Что же мы видим в книге? Минуты первых двух голов даны по «Уральскому рабочему», но авторы этих и остальных голов – сплошь «сказки» из ниоткуда. При этом автором двух мячей значится травмированный Атаманычев…   

     В то же время не упоминается забивший согласно «Красному бойцу» восьмой и девятый мячи Виталий Симонов. Что касается обозначенного в книге автором гола у гостей Караванова, то, как следует из найденного в архиве тренерского отчета, он, играя защитником, в чемпионате голов не забивал. Подобных случаев в этом и других сезонах великое множество…

     Если кто-то из доверчивых любителей истории и статистики русского хоккея откроет раздел «Сезон 1957 года», наверняка подумает: «Какой молодец автор, сумел дать полные поматчевые и валовые данные. А эти «энциклопедисты» не смогли найти и  половины голов».      

     На самом деле все обстоит совершенно иначе. Этот сезон по части имеющихся статистических сведений является одним из самых «темных» пятен в истории высшего эшелона отечественного хоккея (к «шайбистам» это тоже относится, поскольку руководили обеими разновидностями хоккея одни и те же организации и люди).   

     В отличие от предыдущих сезонов не были изданы даже наградные приказы. Если полные «валовики» (матчи и голы) по итогам чемпионата СССР 1954 года были опубликованы в справочнике Александра Переля, а «валовики» голов сезонов 1955 и 1956 гг. – в справочнике Виктора Фролова, да и составы команд  «Советский спорт» тогда публиковал, то в сезоне 1957 года ничего этого не было.

     Появившиеся в ряде изданий спустя десятилетия «валовики» некоторых команд в сезоне 1957 года – всего лишь плод фантазий их авторов. Но если у других хотя бы составы команд были даны более-менее правильно, то у Куроша и того нет.

     Между тем, полный состав команды свердловских армейцев в количестве пятнадцати человек 23 декабря 1956 года ее тренер Иван Балдин сообщил в газете «Кузбасс». В тот день начинался кемеровский тур чемпионата страны с участием хозяев льда и трех армейских команд, тренеров которых попросили представить читателям своих подопечных.

     Ровно через три месяца, по окончании чемпионата, его итоги подвела окружная газета «Красный боец», опубликовавшая в частности командное фото (11 игроков и тренер). Перечислены были и все хоккеисты, выступавшие в чемпионате (14 игроков). По сравнению со списком трехмесячной давности в составе отсутствовал Василий Бузунов, который в январе был переведен на новое место службы – в футбольную команду ЦСК МО.

     В «валовике» Куроша вообще отсутствуют выступавшие последний сезон ветераны Александр Маскинский и Иван Фролов. Зато наличествуют дебютировавшие только в следующем сезоне Юрий Коротков и Альберт Вологжанников. Причем на счет последнего «зачислено» одиннадцать забитых мячей. И забивал он их (по Курошу) как раз в тех матчах, о которых «Советский спорт» сообщал только счет.   

     Вероятно из-за того, что на своем поле свердловчане в том сезоне вообще не играли, в свердловских газетах авторы голов ни разу не сообщались. Однако если внимательно проштудировать  «Советский спорт», можно заметить, что Вологжанников играл тогда за ОДО (Петрозаводск). А если посмотреть региональные газеты, то можно утвердиться в том, что в Петрозаводске он провел полный сезон. Как уже было сказано, подробнее мы рассмотрим эту ситуацию во второй части статьи. Здесь же ограничимся вопросом: «Кому нужна такая с позволения сказать «статистика»?»

  Открыв раздел «Сезон 1960 года», тот же доверчивый читатель воскликнет: «Какой честный автор! Опубликовал только то, что удалось выявить из «всех имеющихся источников». И ничего не придумывает: ни авторов голов, ни их минуты». Хорошо бы это было истинно так. Однако и на этот раз читатели введены в заблуждение.     

     Ни протоколов, ни протокольных «валовиков» этого сезона не сохранилось. В архивах удалось обнаружить лишь отчет главного судьи чемпионата, в котором из полезной информации были только списки игроков команд-призеров, награжденных медалями и дипломами. «Советский спорт» тогда по-прежнему слабо освещал ход первенства. Основным источником восстановления поматчевой статистики являются региональные газеты.

     Именно они изобличают Куроша в том, что он и в этом случае  опубликовал неполную и местами недостоверную информацию. Так по матчам 7 января в Алма-Ате и 24 января в Ульяновске ему неизвестно ничего кроме счета матчей и названий стадионов. Кстати, «Советский спорт» ограничился только счетом  матчей.

     Алма-атинская газета «Спорт» дала подробный отчет о матче, с составом свердловчан (с заменами), не указав только количество зрителей и минуту одного из голов. Все авторы забитых мячей и изменение счета приведены.

     Из отчета в «Ульяновской правде» можно узнать счет по таймам, порядок и авторов голов, а внимательный просмотр других номеров газеты позволил выяснить, что матч состоялся не в Ульяновске, а в Москве. Правда, на каком стадионе – неизвестно. Спасибо Курошу хотя бы за то, что таким образом «помог» выявить неточность в энциклопедии.

     Для того чтобы получить перечисленные выше данные, Курошу требовалось либо самому, либо с чьей-то помощью воспользоваться услугами иногородних библиотек. Но не удосужиться посмотреть даже свердловские газеты, и вместо имеющейся в них информации опубликовать непонятно что…

    Приведем несколько примеров. Автором отчета в  «Советском спорте» о матче 14 января с ЦСКА был наставник московского «Динамо» Василий Трофимов. Понятно, что он смотрел матч с тренерских позиций, хотя в отчете были даны составы команд и число зрителей. Автор больше заострял внимание на тактике, ошибках игроков и т.д. При описании голов Трофимова интересовало, прежде всего, как они были забиты, а не кем и когда. Поэтому не был назван автор второго гола у москвичей и обозначена лишь минута первого гола свердловчан.

     Тот матч был одним из решающих в борьбе за «золото». Свердловские газеты уделили ему должное внимание, назвав автором второго гола у москвичей Геннадия Водянова (в книге почему-то числится Юрий Шорин). Комсомольская газета «На смену» посылала в Москву специального корреспондента, который представил подробный отчет с указанием минут всех голов. Кроме количества зрителей («Советский спорт» 20 тысяч, «На смену» 35 тысяч) противоречий (разве что минутная разница в голах) между названными газетами, проигнорированными как источник информации, нет.  

     В других, к тому же домашних, матчах «перлов» еще больше. Так в игре с командой «Фили», состоявшейся 24 января (5:0), по книге неизвестно кто открыл счет на 23-й минуте. Не назвал авторов первых двух голов и корреспондент «Советского спорта», далее сообщавший: «После отдыха усилиями свердловчан Дуракова и Атаманычева счет был доведен до 5:0». Две свердловские газеты единодушно назвали автором первого гола Дуракова. При этом «Вечерний Свердловск» добавил: «И уж совсем непростительно не забивать 12-метровые штрафные удары, как это сделал Дураков». Выходит, что в том матче он, возможно, допустил промах не единожды, но в книге упоминания об этом нет.   

     «Уральский рабочий» назвал авторов всех остальных мячей: «Дважды голы забил Атаманычев и дважды Дураков». В отличие от «Советского спорта» свердловские газеты назвали счет первого тайма 1:0, а не 2:0. Почему тогда в книге авторами голов у хозяев значатся Осинцев, Измоденов и Губин? Из какого такого источника взяты конкретные авторы второго, третьего и четвертого голов? 

     О следующем матче с одноклубниками из Хабаровска 29 января (10:1) «Советский спорт» указал только счет. Подводя итог поединка, корреспондент «Вечернего Свердловска» писал: «Вновь, как и прежде, блеснули своим мастерством Атаманычев и Дураков (на счету первого из них четыре гола в этом матче)». Курош, однако, решил, что Атаманычеву достаточно и двух мячей. Хотя кто-то «Вечерку» все же смотрел, так как описание игры до счета 3:0 и упоминание того, что за последние двадцать минут хозяева забили семь мячей, в книгу вошло. Но авторы голов во втором тайме – вновь «сказки»…

     Очередная игра с «Урожаем» (9:0) состоялась 2 февраля. Наблюдается та же картина, только на этот раз под тройное сокращение попадают голы Дуракова. Снова в «Советском спорте» дан только результат. «Вечерка» и в этом случае дает описание первого тайма, вошедшее в книгу, и опять-таки называет лучшего бомбардира: «В этом матче Дураков поистине был героем, забив пять голов. И каждый гол – увлекательное зрелище».

     По версии «Красного бойца» на счету Дуракова в этом матче шесть мячей. Однако Курош вновь посчитал, что ему достаточно и двух голов, разделив остальные и еще два «безымянных» гола между шестью игроками.

     И, наконец, последний пример из чемпионата 1960 года. Речь идет о следующем домашнем матче 7 февраля с «Енисеем» (4:0). Как и в двух предыдущих случаях главная спортивная газет страны представила только результат. Зато свердловские «Вечерка» и «Красный боец» опубликовали подробные отчеты, назвав авторов всех голов. «Красный боец» к тому же назвал и минуты трех первых голов. Про четвертый было сказано, что после прострела Осинцева мяч от Хардина влетел в ворота. «Вечерка» записала гол на счет самого Осинцева. В книге же лишь автор второго мяча – Тарасевич – назван правильно, а про остальные – очередные «сказки». И опять украдены два гола у Дуракова, забившего первый и третий мячи.   

     Подводя «итог сезона» 1960 года, можно констатировать, что рассуждать о достоверности поматчевых раскладок и «валовика» игр и голов просто смешно. После сквозного просмотра газет городов, команды которых выступали в чемпионате, нам не удалось установить авторов 17 голов. При этом на счету Валентина Хардина по этим неполным данным насчитывается 4 забитых мяча, а у Николая Дуракова – 23. В представленном в книге «валовике» соответственно – 1 (!) и 18. Комментарии излишни.

     Всего же на счету прославленного бомбардира Николая Дуракова только по подтвержденным данным насчитывается 584 мяча. И это при том, что остались неизвестными авторы 97 мячей в трех сезонах. Если в чемпионате 1957 года Николай, играя в полузащите, еще не являлся исполнителем «стандартов», то уже в начале следующего сезона после травмы Атаманычева роль «забойщика» перешла к Дуракову, который никому не уступал ее до конца карьеры. И почти наверняка именно Николай Дураков, а не Евгений Агуреев первым достиг рубежа 600 забитых мячей в чемпионатах СССР. К сожалению, «усилиями» некоторых не очень добросовестных статистиков достижения Дуракова в отдельных сезонах (1959, 1960 и 1962 гг.) принижались.

      Следующий чемпионат страны 1961 года – является самым ранним, за который сохранились протоколы матчей. Они доступны всем желающим, но и с ними Курош ознакомиться не пожелал.

     Из книги о московском «Динамо» данные о матчах с этой командой он взял, а в остальных двадцати случаях счел, видимо, необязательным. В пяти матчах не приведен даже счет первых таймов. Исходил он, видимо, из того, что получил в свое время сведения из «Советского спорта» и хватит. Полнота и достоверность данных Куроша, похоже, не волнует. Хотя и в этом случае при помощи все те же региональных газет можно было бы дать более полные «компоты» матчей. Ведь минуты голов в протоколах тех лет писали крайне редко, да и авторов забитых мячей указывали, к сожалению, не всегда.

     В четырех матчах свердловчан авторы голов вообще отсутствуют. Правда, в трех из них они были указаны в «Советском спорте». Однако по матчу 23 января с иркутским «Локомотивом» был дан только счет – 9:2. Из всех свердловских газет удалось выявить только то, что три мяча забил Атаманычев. Повезло, что по окончании сезона в «Советском спорте» был опубликован «валовик» голов чемпионов, т.е. свердловчан. Вероятно, голы тогда считал корреспондент ТАСС Владимир Дворцов при помощи своих коллег на местах, и по ходу сезона там же публиковались списки лучших бомбардиров чемпионата.

     При помощи названного «валовика» авторов недостающих шести голов можно вычислить. Хотелось, однако, иметь документальное тому подтверждение. К тому же не вызывали доверия авторы двух голов иркутян, которые в начале века были опубликованы в одной иркутской газете, а оттуда перекочевали в книгу Куроша.

     Как нередко случается, ищешь одно, а находишь другое. Прежде чем написать для «Энциклопедии» справку о какой-либо команде, мы просматривали в поисках достоверной информации региональную периодику.  Совершенно неожиданно обнаружилось, что 25 января газеты «Биробиджанская звезда» и сыктывкарское «Красное знамя» опубликовали одно и то же сообщение ТАСС о матче иркутян в Свердловске, в котором были названы авторы семи из девяти голов хозяев и обоих у гостей. Как и предполагалось, обнаружилась новая «сказка». На самом деле автором обоих мячей у иркутян был дебютировавший в той игре в высшей лиге Иннокентий Протасов.

      Чемпионат СССР 1962 года является «протокольным», но, как и в предыдущем и во всех последующих сезонах ознакомиться с протоколами автор не пожелал ни лично, ни каким-либо другим посредством.

     Если сравнивать с протоколами фамилии судей, которые были указаны в четырех матчах из восьми, они совпадают только в матче с ЦСКА 28 февраля. Впрочем, это тот самый единственный случай, когда они были названы в «Советском спорте».

     В заключительной встрече с московским «Динамо» приведенный Курошем в числе судей в поле Евгений Одинцов согласно протоколу являлся судьей-секретарем. В поединках 1 и 4 марта соответственно с «Шахтером» и «Вымпелом» судьями по книге были Георгий Богданов и Борис Локтев. По протоколам же 1 марта никто из них не судил, а 4 марта Локтев работал судьей на линии ворот. В этой же игре (с «Вымпелом») неверно указан счет первого тайма. Что касается Богданова, то он в силу возраста уже несколько как закончил активное судейство и тогда являлся главным судьей первоуральской подгруппы чемпионата страны. Таким образом, продолжаются «сказки» из неведомых источников. Богданова можно покритиковать за то, что секретари в ряде матчей плохо заполняли протоколы. В частности в двух матчах с участием свердловчан не были указаны авторы голов.  

     При помощи периодики в матчах свердловчан эти пробелы удалось ликвидировать. В игре с «Вымпелом» весь порядок голов можно было узнать и без протокола. Вновь был проигнорирован «Вечерний Свердловск», а по матчу финальной пульки с ЦСКА из него можно было узнать про удаление до конца игры у москвичей, да и минуты голов скорректировать.  

     Не подтверждает первоуральская газета и автора первого гола  «Волги», что, видимо, можно считать плодом фантазий одного из ульяновских «краеведов».

     Не имеет смысла рассматривать в этом материале другие сезоны. Многие выводы и так очевидны. О них – во второй части статьи.

     Кроме того, там мы поведаем о том, что, если верить книге, не один Вологжанников умудрялся одновременно играть за две команды высшей лиги из разных городов, что в русский хоккей «играют» настоящие опечатки и что в высшей лиге выступала команда солнечного Таджикистана…     

 

Михаил Щеглов

Владимир Соснин